Home >> Правила дорожного движения >> Поворот налево и разворот на перекрёстке. Правила проезда

Поворот налево и разворот на перекрёстке. Правила проезда

Правила проезда перекрёстков. Поворот налево и разворот

Если вы недавно сдали на права или же просто забыли ПДД, давайте освежим память и вспомним, какими пунктами ПДД нужно руководствоваться при совершении поворотов налево и разворотов на перекрёстках. Учитывая то, что перекрёстки бывают разные, на каждом из них следует чётко понимать траектории разрешённого движения для проезда пересечений без нарушений правил дорожного движения. Иначе можно спровоцировать аварию или лишиться водительского удостоверения.

Поворот налево и разворот на перекрёстке

Самое главное правило при совершении поворотов и разворотов на перекрёстках — при выезде с пересечения проезжих частей ваш автомобиль не должен оказаться на полосе встречного движения. Чтобы понять это правило, нужно для начала разобраться, что такое пересечение проезжих частей.

Пересечения проезжих частей на перекрёстке

На рисунке пунктирными линиями обозначены пересечения проезжих частей. Их на этом перекрёстке 4, потому что имеются разделительные полосы. Если бы разделительных полос на данном перекрёстке не было, здесь было бы только одно пересечение проезжих частей — область, объединяющая площади 1,2,3,4 на рисунке.

Разворот на перекрёстке

Чтобы совершить разворот на перекрёстке с разделительными полосами, нужно сначала занять крайнее левое положение. То есть не доезжая до области 1, занимаем крайний левый ряд (около разделительной полосы) и включаем поворотник.

Если вы начнёте разворачиваться по малому радиусу, тогда вы сразу же попадёте на площадь между областями 1 и 4 (где нарисована красная точка). Эта площадь уже не является пересечением проезжих частей, а значит вы окажетесь на полосе встречного движения — это нарушение и наказывается штрафом с лишением прав.

Чтобы не нарушая ПДД, правильно совершить разворот на указанном перекрёстке, нужно пересечь площадь 1 по прямой и остановиться в начале площади 2 (в её левом нижнем углу). Затем вы должны обязательно пропустить поток встречных автомобилей. Только после этого можно разворачиваться, последовательно пересекая площади 3 и 4.

Таким образом, после выезда с пересечений проезжих частей (после выезда из любой области — 1,2,3 или 4) вы не оказываетесь на полосе встречного движения, а следовательно не нарушаете данный пункт правил.

Поворот налево на перекрёстке

Поворот налево на перекрёстке
При повороте налево действуют такие же правила. Самое главное — не выезжайте на полосу встречного движения. На рисунке представлены траектории движения по перекрёстку при повороте для разъезда со встречным потоком автомобилей, поворачивающих также налево.

Для совершения поворота вы должны выехать на пересечение проезжих частей, не доезжая до центра перекрёстка, чтобы была возможность разъехаться со встречным потоком. Будьте внимательны — вы должны пропустить встречные авто, едущие прямо, а из-за встречных поворачивающих автомобилей их плохо видно. Обычно в таких случаях нужно дождаться, когда обзор откроется, убедиться, что встречных машин нет и совершить поворот.

На практике бывает, что поворачивают из двух рядов сразу же, причём выезжают прямо на середину перекрёстка или даже дальше. Если вам создадут помеху, не поддавайтесь провокациям, действуйте согласно обстановке, но не выезжайте на встречную полосу. Можно остановиться чуть раньше, а можно вообще не выезжать на перекрёсток, если там создался затор из автомобилей. Кстати, по правилам выезжать на такой перекрёсток нельзя. Нужно сначала убедиться, что движение рабочее и вы не создадите дополнительных помех, если выедите на пересечение.

Разворот на перекрёстке с трамвайными путями

Разворот на перекрёстке с трамвайными путями
ПДД, пункт 8.5, второй абзац. При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

На рисунке мы видим, что знаками указаны полосы для движения на данном перекрёстке. Для поворота налево используется крайняя левая полоса. Она же используется для движения прямо. Значит по правилам нужно выполнять разворот из крайнего левого ряда, не заезжая на трамвайные пути.

При развороте вы должны убедиться, что нет трамвая попутного направления, а если он есть в левом зеркале заднего вида, то пропустить его. Затем вы должны пропустить трамваи встречного направления, поток встречных автомобилей и лишь потом развернуться.

Обратите внимание на траектории разворотов, указанных на рисунке. Здесь пересечение проезжих частей одно, поэтому можно совершить разворот по малому радиусу.

На практике в городе можно выполнять разворот с трамвайных путей попутного направления. При большом потоке машин, в этом случае освобождаются две полосы для движения и не создаётся затора. С другой стороны, это может создать помеху трамваю попутного направления, поэтому перед выездом на трамвайные пути обязательно убедитесь, что его поблизости нет. А то в городе можно часто наблюдать картину, когда трамвай стоит на перекрёстке и не может проехать из-за столпившихся на поворот машин, хотя он имеет приоритет и проехать должен первым.

Разворот вне перекрёстка на дороге с трамвайными путями
Чтобы совершить разворот вне перекрёстка на дороге с трамвайными путями, нужно для начала убедиться в отсутствии трамваев попутного направления, посмотрев в зеркало заднего вида. Затем нужно выехать на трамвайные пути попутного направления, при необходимости остановиться, чтобы пропустить встречные трамваи и поток встречных автомобилей. Пропустив их и убедившись, что манёвр безопасен, можно смело разворачиваться, не нарушив ПДД.

Итак, мы с вами рассмотрели основные варианты разворотов и поворотов налево на перекрёстках с трамавайными путями и без них. В заключение приведу выдержку из правил дорожного движения про то, где разворот запрещён.

ПДД, пункт 8.11. Разворот запрещается:
— на пешеходных переходах;
— в тоннелях;
— на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
— на железнодорожных переездах;
— в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
— в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Не нарушайте ПДД и разворачивайтесь правильно, тогда минимален риск попасть в аварию, а также не за что вас оштрафовать. Всегда приятно соблюдать правила, ведь когда вы уверены на дороге, вы спокойны, а спокойствие и хладнокровие на дороге — очень важные вещи.

16 комментариев

  1. На втором сверху рисунке зеленой линией обозначен правый поворот на ВСТРЕЧНУЮ полосу!!!

  2. Елена, спасибо за вашу внимательность ) Конечно там должна быть не зелёная, а красная линия, потому что поворот с выездом на встречную полосу ЗАПРЕЩЁН.

    Т.к. в статье рассмотрены только левые повороты, то решил вообще убрать с этого рисунка правый поворот.

  3. По моему мнению, лучше указать правильный правый поворот, чтобы была полностью ясна ситуация на данном перекрестке ), но это только мое мнение))) И еще: большое спасибо за прекрасные разъяснения ПДД! Очень помогло при подготовке в сдаче экзамена в ГИБДД!

  4. Елена, если вы сдали экзамен и получили права, то от души вас поздравляю! Будьте аккуратны на дорогах, а опыт и уверенность придут со временем. С какого раза сдали экзамен?

    Приятно когда мои статьи кому-то помогают, для этого они собственно и пишутся 🙂

  5. Максим, спасибо за добрые слова! Права получила. Сдала со второй попытки — как раз город))) Инспектор скомандовал развернуться на перекрестке, а я в большой радостью увидела место для разворота, обозначенное соответствующим знаком, выкинула слова про перекресток из головы и развернулась)))), чем навлекла на себя гнев и поток грязи)))) Через неделю попался простой правый поворот, и уже будучи начеку не повелась на приказ остановиться, прозвучавшие как раз перед автобусной остановкой)))), проехала ее и, так как вся улица была заставлена припаркованными машинами, нашла,наконец, пустое место и объявила,что будем парковаться параллельно задним ходом, чем перепугала и инспектора, и инструктора ( не моего))))))…Пересдавать больше не пришлось))))

  6. Кстати, в продолжение темы про развороты просьба: разъясните, пожалуйста, вариант разворота , когда разделительная полоса короче. Например,если на том же рис.2 разделительная полоса не доходит до нижней горизонтальной пунктирной линии. У нас в городе много таких перекрестков. 🙂

  7. Елена, зависит от перекрёстка. Если вы имеете ввиду разрыв разделительной полосы, то он должен быть обозначен дорожным знаком «Место для разворота», чтобы на нём можно было развернуться.

    А вообще в городе не всегда и не все места подходят однозначно под правила дорожного движения, поэтому часто возникают спорные ситуации. По идее в сложных случаях водители сами должны решать, как им безопасно совершить манёвр.

  8. Максим, если я еду по Кржижановской, то могу развернуться нас пересечении с Профсоюзной, а если еду по Профсоюзной, то не могу повернуть налево на Кржижановскую. Правильно?

  9. Здравствуйте! В Краснодаре есть такой перекресток проблемный: ул. Ставропольская-Таманская. При развороте с крайнего левого ряда в обратном направлении горит красный светофор на 22 сек. Кроме разворота все машины стоят. Могу ли я в этом случае делать разворот как по малому радиусу, так и по большому??

  10. Степан Тимофеевич, не смогу подсказать, т.к. не видел этого перекрёстка. Если есть кто-то из Краснодара, кто знает этот перекрёсток, возможно ответят вам.

  11. «Посмотреть» есть на Яндекс.Карты в панорамах.
    В Екатеринбурге тоже неоднозначный перекресток ул. Ленина — Либкнехта, где левый поворот с Либкнехта может попадать под нарушение ПДД…

  12. День Добрый , помогите кто нить разобраться…..Перекресток, светафор с доб секцией для повора на лево, 1) когда горит стрелка зеленая на лево то естественно можно поворачивать, а вот когда стрелка не горит, но горит общий зеленый, могу ли повернуть , пропустив тех кто едит прямо и поворачивает на право??

  13. Александр, добрый день. Если стрелка не горит, поворачивать нельзя, потому что добавочные секции имеют приоритет.

  14. Автор ошибочно утверждает наличие 4-х пересечений проезжих частей на рис.2. Если на перекрестке нет разделительной линии 1.2.1, то дорога на перекрестке состоит из одной проезжой части и значит мы имеем одно пересечение двух проезжих частей. Делая маневр по рекомендации автора можно создать ДТП в котором разворачивающийся по большому радиусу будет виноват.

  15. Подскажите, пожалуйста, при повороте налево можно ли пересечь прерывистую линию, разделяющую встречные потоки? Инспектор трактовал такое пересечение при наличии дорожной разметки 1.6 и 1.7 как выезд на полосу встречного движения. Спасибо.

  16. на 1 рисунке разворот получается с правой полосы(стрелка нарисована ближе к правой стороне) уже нарушение!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика